Фигура неумолчания: Вечный кандидат
Sep. 26th, 2012 02:35 am![[identity profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/openid.png)
![[community profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/community.png)
![]() Геннадий Бурбулис Фото ИТАР-ТАСС |
Фигура неумолчания: Горбачёв || Яковлев || Шеварнадзе || Гайдар || Козырев || Бурбулис || Черномырдин || Попов || Афанасьев || Сахаров || Явлинский || Филатов
Геннадий Бурбулис – из разряда людей, у кого, казалось бы, многое получается, но намного меньше, чем они хотят.
Причём, они всегда при этом ощущают свою ущербность, всегда обижаются, что у них кто-то что-то отобрал и чего-то им недодал, в чем-то их обидел и ограничил.
К 38 годам он стал заведующим кафедрой общественных наук и заместителем директора по научной и методической работе Всесоюзного института повышения квалификации специалистов Министерства цветной металлургии. Это в таком возрасте – очень немало.
К тому же надо учесть, что философский факультет Свердловского университета он окончил лишь за 10 лет до этого. До поступления в вуз (сравнительно поздно, в 23 года) работал слесарем на заводе и служил в ракетных войсках. А за два года до окончания университета вступил в КПСС.
Это несколько странно: поработав на заводе и отслужив в армии, он должен был вступить в партию уже там. Обычно это поощрялось. И если не вступил (а раз вступил позже, значит, хотел), то либо плохо работал, либо плохо служил. Чтоб вступить в КПСС на заводе, надо было хорошо работать. В армии – хорошо служить. В институте – хорошо выполнять оргпоручения и хорошо говорить.
Он вступил в КПСС в вузе. И за 10 лет стал завкафедрой и замдиректора. Правда, это была кафедра общественных наук в непрофильном институте. Причем – повышения квалификации. Её повышение в области общественных наук у спецов цветмета не слишком привлекало профессионалов-философов. Поэтому кафедру могли дать и кандидату.
Кафедрой он заведовал шесть лет, до перестройки. Но не защитил докторскую, не заработал профессора. То есть не написал ни серьезных научных работ, ни значимых методических (хотя именно этим направлением в вузе руководил), не довёл до защиты аспирантов.
Бурбулису было интересно «преподавать» (в смысле – выступать перед студентами) и руководить административно. Но было неинтересно ни заниматься наукой, ни разрабатывать преподавательские методики, ни руководить аспирантами.
Доктором наук стать не смог. Зато стал «прорабом перестройки» – в Свердловске создал политклуб «Дискуссионная трибуна». При поддержке горкома КПСС и в противовес местной организации «Память».
В 1989 году был избран на Съезд народных депутатов СССР.
Избрался с помощью «имени Ельцина», с которым тогда знаком не был. Однако Бурбулис подготовил себе хорошие условия для старта в карьере, создав в городе движение за выдвижение Ельцина кандидатом в депутаты.
Но Ельцин отказался и был избран по национальному округу в Москве.
А место кандидата – осталось за Бурбулисом.
Верховный Совет избирали списками от региональных групп. Московская, Ленинградская и Свердловская группы гремели громче всех – и Бурбулис вошёл в состав Верховного Совета. Возглавил подкомитет Комитета по вопросам работы советов народных депутатов.
Самое забавное: он ведь тогда поучаствовал и в создании Объединенного Фронта Трудящихся – левого неформального объединения. Из которого потом выросли КПРФ и РКРП-РПК. Но, подчинившись требованиям Андрея Сахарова, от ОФТ отказался. А то мог быть сегодня, скажем, заместителем Зюганова.
Весной 90-го года Бурбулис баллотировался на пост председателя Свердловского облсовета – но проиграл Владимиру Исакову. Который позже, весной 91-го, потребует отставки Ельцина с поста председателя Верховного Совета РСФСР. Бурбулис создавал и Демократическую партию России. Но оказался там лишь заместителем председателя – обиделся и вышел.
![]() На митинге перед зданием Верховного совета РСФСР 22.08.1991 Фото © РИА «Новости» / Борис Бабанов |
Бурбулис из КПСС уже вышел тогда и о своем антикоммунизме активно заявлял, становясь одиозен. Руцкой же в партии остался, а Ельцин хотел получить поддержку и коммунистического электората.
Бурбулис тогда скажет, что пережил шок, лишившись этого выдвижения: «Для меня это, конечно, было ужасное состояние».
Но он получил отступное: специально под него был создан особый пост Государственного секретаря России – Секретаря Государственного Совета при президенте России. В должности этой он пробыл до 8 мая 1992 года.
А с 6 ноября 91-го по 14 апреля 92-го был ещё и первым заместителем председателя правительства Российской Федерации. (Правительство тогда возглавлял президент.)
В правительстве Бурбулис отвечал за политику, Гайдар – за экономику. Но саму команду Гайдара собрал именно Бурбулис. И убеждал Ельцина дать власть Гайдару и пойти на экономическую авантюру 1992 года – именно Бурбулис.
А поскольку для её осуществления нужно было располагать полнотой власти в РСФСР, убедил Ельцина отказаться от подписания союзного договора и разделить страну с Кравчуком и Шушкевичем.
![]() Е. Гайдар и Г. Бурбулис на VI съезде народных депутатов 18.04.1992 Фото ИТАР-ТАСС |
Это вовсе не перекладывание вины с Ельцина на Бурбулиса. Это свидетельства очевидцев.
Академик Моисеев рассказывал, что, когда после Беловежья встретился с Бурбулисом (Моисеев входил в Государственный Совет России) и высказал крайне негативную оценку происходящего, Бурбулис ответил:
– Как вы не понимаете, Никита Николаевич! Ведь теперь над нами, – и посмотрел вверх, – никого нет! Теперь мы – главные!
После этого Моисеев прекратил сотрудничество с властью Ельцина.
Гайдар уничтожал экономику страны. Политическое руководство и линия Бурбулиса – углубляли политический раскол и вызывали отторжение большей части политических сил. К весне 92-го он уже вызывал отторжение и у сторонников Ельцина, и у недавних соседей по «баррикадам августа».
Заносчивый, самолюбивый и высокомерный – Бурбулис не слишком высоко ценил и своего начальника. И был на него обижен за то, что всё время формально оказывался на вторых ролях и не получил поста вице-президента.
Для него Ельцин был орудием – внушаемым, управляемым, способным идти напролом и побеждать на выборах – но всегда орудием. Бурбулис сам скажет уже позже в интервью Авену и Коху:
– Это не мы у него, а это у нас Ельцин… был таким незаменимым одухотворённым инструментом. Это не было служение Ельцину. Он служил нам! По большому счету.
![]() Первый заместитель председателя правительства РФ Геннадий Бурбулис в научном центре Коми АССР в Воркуте. 22.02.1992 Фото ИТАР-ТАСС |
В какой-то момент Ельцин это поймёт – и не простит. Ни Бурбулису, ни Гайдару не простит – но не катастрофы страны, а бездумной растраты своего авторитета и своей популярности. В апреле–мае 92-го Бурбулис лишится прежних постов. Сохранив должность государственного секретаря, но уже не России, а президента, и руководителя группы экспертов. С этой должности Ельцин снимет его в декабре.
Есть разные версии, почему Бурбулис потерял значение и влияние.
Безусловно, он поссорил Ельцина со многими сторонниками. Безусловно, он стал политическим аллергеном. Безусловно, его отстранения требовали к весне 92-го не только коммунисты, а и большинство Верховного Совета и Съезда депутатов, совсем недавно, в декабре 91-го, наделившие Ельцина чрезвычайными полномочиями. Безусловно, непрофессионализм собранной Бурбулисом команды экономистов вызывал откровенное издевательство всех специалистов, даже исповедовавших рыночные подходы. Хасбулатов публично назвал этих людей «червяками в розовых штанах».
Бурбулиса презирали самые преданные Ельцину люди.
Коржаков в своей книге высказывает версию, что Бурбулис среди прочего нажил неприязнь жены президента – своей бесцеремонностью и совершенно непотребным поведением в доме у Ельциных, когда вдрызг напивался.
Правда, Сергей Кургинян объяснял ослабление Бурбулиса иначе. Он не раз говорил, что, оставайся тот реально полезен, ему бы прощалось всё.
Но, во-первых, он порождал слишком много конфликтов, и для Ельцина больше проблем создавал, чем решал. Во-вторых, при всей своей деструктивности, приняв участие в сломе прежней системы и отвержении прежней идеологии, Бурбулис всё же пытался для России выстроить некую новую государственную стратегию и выработать новую идеологию.
Уже осенью 91-го он создал рабочие группы интеллектуалов, которые должны были заниматься решением этой задачи. Когда-то он преподавал диалектический материализм и марксистско-ленинскую философию. Потому выработалась привычка к целостности мировоззрения. Понимание единства законов мира и невозможности спонтанного движения в политике, необходимости наличия у государства единой стратегической и аксиологической позиции – это толкало его к тому, чтобы искать стратегические основания развития страны.
И он пытался подтолкнуть к этому Ельцина. Которому это уже совсем не было нужно. Ельцин служил власти как таковой. И главными правилами его политики было отсутствие стратегии, постоянная смена приоритетов и союзников. Главное – не служение целям. Самое важное – сохранение власти. А наиболее устойчиво власть можно сохранять, постоянно меняя ее цели.
Настойчивость Бурбулиса Ельцину стала надоедать. Создаваемые им конфликты множились, а предлагаемые рецепты – не оправдывались. И, безусловно, Ельцин отказался служить Компартии не для того, чтобы служить Бурбулису и группе собранных им молодых авантюристов.
![]() Депутаты Госдумы РФ М. Полторанин, Г. Бурбулис, А. Шохин, Г. Явлинский 10.04.1994 Фото © РИА «Новости» / Владимир Федоренко |
Бурбулис становился всё вреднее. Уже не только для страны – но для власти самого Ельцина.
В 93-м и 95-м он ещё взберётся в Государственную думу.
В 99-м избиратели голосовать за него уже откажутся.
Зато в порядке компенсации новгородской губернатор Михаил Пруссак сначала сделает его вице-губернатором, а затем, после изменения порядка формирования Совета Федерации, в нём назначит своим представителем.
И Бурбулис, отвергнутый и страной, и Ельциным, и избирателями, будет в верхней палате Федерального Собрания представлять ту самую область, избиратели которой отказали перед этим ему в доверии представлять их в палате нижней.
А когда пост потеряет его последний покровитель, и губернатором станет Сергей Митин, все годы властного разгула Бурбулиса проработавший на Горьковском объединении «Завод им. В. И. Ульянова» и на себе ощутивший последствия его авантюр, станет ясно, что вместе они работать не смогут. Бурбулис вынужден будет оставить место в Совете Федерации, где возглавлял комиссию со странным названием «по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации» (когда-то он был заместителем директора института как раз по методической работе).
Некоторое время он побудет советником председателя Совета Федерации, инициирует создание и станет заместителем (опять заместителем!) руководителя Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики при Совете Федерации.
Но к 2010 году окажется, что его советы и его доклады приносят пользы не больше, чем его советы Ельцину когда-то. Он потеряет и эту должность.
Вузовское прошлое пригодится после отставки: соратник по Межрегиональной депутатской группе и политической деятельности рубежа 80-90-х Гавриил Попов возьмёт его проректором в свой Международный университет, созданный в августе 91-го по совместному решению Горбачёва и Буша-отца. Но тоже на интересную должность – по инновационному развитию.
Что получается после инноваций Бурбулиса – страна запомнит надолго.
Не сумев в своё время написать докторскую диссертацию по философии, в августе 2009 года он объявит о создании Школы политософии «Достоинство». Очевидно, развивал тему своей старой дипломной работы – «Марксистско-ленинское формирование облика молодых учёных и специалистов». И ещё он возглавит Федерацию шорт-трека России. Родина этого вида спорта – США и Канада. В нём несколько конькобежцев одновременно катятся по овальной ледовой дорожке.
Бурбулис тоже катится. Уже четверть века.
Но скорее не по овалу – по отрицательной экспоненте.
Сергей Черняховский ©
доктор политических наук
доктор политических наук