ext_842961: (СССР)
[identity profile] mamlas.livejournal.com posting in [community profile] eto_fake

Оболганная Колыма? Лагерное прошлое обросло мифами

В прошлом номере «ВгМ» мы приводили суждения иностранных гостей о магаданцах и Магадане, над которым, как следует из их писаний, до сих пор довлеют призраки коммунизма - «не хватает только ограждений». Иного они здесь, в общем-то, и не ждали - в бывшую столицу ГУЛАГа, как никак приехали. Спору нет, обидно.
«Гордый взор иноплеменный» - о Магадане и магаданцах

В последнее время в Магадан зачастили иностранные корреспонденты. Одним из последних стал недавний визит репортера французской газеты «Le Point.» Марка Нексона.


Как прозвучало в одном из местных телесюжетов, он «готовит статью о концлагерях» (были, оказывается, на Колыме свои Освенцимы, может, и крематории были?), а заодно поведает о жизни современного Магадана. Гадать, какие впечатления отразит в своей публикации европейский гость, резона нет, но если они будут не самые для нас лицеприятные, удивляться не стоит. Во всяком случае, его недавние предшественники и собратья по перу, которых хлебосольные магаданцы привечали со всей душой, не только не оценили гостеприимства, но и всякие обидные вещи про Магадан написали.


Обломок советской эпохи?

Скажем, сотруднику французского издания «Le Figaro.» Сирилу Луи, побывавшему на Колыме этой весной, повсюду мерещились «Призраки Советов» - небольшая статья о Магадане так и называется - ее перевод по электронке одной из моих коллег прислал бывший магаданский епископ Гурий. «Магадан, бывшая столица ГУЛАГа, расположенная на восточной окраине Сибири, - пишет француз, - является свидетельством особых отношений России с коммунистическим прошлым. В Магадане, обломке советской эпохи, царит дух народа, раздавленного грузом истории». Эта раздавленность, как явствует из статьи, выражается в нашей ностальгии по советским временам, признаки которой автор усматривает в первомайских шествиях, в бюсте Берзина и даже в существовании проспекта Ленина. Современный же Магадан для него - это «большая деревня на краю света, две улицы, которые пересекаются у Полярного круга».

Дух советской эпохи в столице Колымского края ощутил и другой иностранный путешественник - итальянец Клементе Пероцца (перевод его статьи есть на сайте mrazzurro.blogspot.ca). С первых же строк он рубит с плеча: «Магадан - это не просто город, это параллельное измерение. Был основан в 1939 году, чтобы стать местом для ссылок. Таким он и остался по сей день, не хватает только ограждений».

То ли воображение у итальянца такое богатое, то ли бредней чьих наслушался. Последнее всего вероятней. Чего ждать от иноземцев, если даже наши сограждане до сих пор считают Колыму лагерной зоной? Хотя на самом-то деле наказание на Колыме сейчас отбывают исключительно лица, совершившие преступления впервые. Это свои, доморощенные зэки. Всего их около 900 человек, включая тех, что с Чукотки. Вполне очевидно, что в целом по стране, где в местах не столь отдаленных срок мотают сотни тысяч, доля колымских сидельцев ничтожно мала! Из других уголков нашей необъятной родины в Магаданскую область давным-давно никого, за редким исключением, не этапируют. Напротив, определенный контингент - лиц, судимых неоднократно, - еще и вывозят за пределы области.

Впрочем, то было лирическое отступление - а что вещает Клементе? Эх, город наш ему явно не пришелся по нраву. «Штукатурка со всех зданий отваливается кусками, на дорогах ямы по 40 см даже в центре города, все вокруг грязно и серо. Настоящими хозяевами кажутся чайки и бродячие собаки», - делится он своими впечатлениями.

Тут, наверное, он отчасти и прав, хотя краски сгустил. Грязным Магадан не назовешь, а вот серым - что есть, то есть. Уж больно много в нашем городе облезлых страшных фасадов - тоска смертная глядеть на них.

В джипах счастье?

Но дальше следуют более обидные обобщения. Они - о людях. «Чтобы жить добровольно в Магадане, я думаю, нужно или там родиться, или быть полностью разочарованным в жизни, или быть настолько ограниченным, что единственным смыслом существования считать деньги (тут перевод косноязычен). Человек с нормальным самосознанием не согласился бы жить в Магадане, даже если бы ему платили за это», - делает вывод итальянец.

Не дано, видно, понять человеку, что свой родной город можно просто любить - только за то, что он есть. Свою мысль Клементе поясняет так: «Вы бы жили в месте, где единственные качественные товары местного производства - это капуста, картошка, морковка и молоко, где понятия прекрасного не существует в помине, где самой большой радостью в жизни является покупка нового джипа?

Мне они (то есть магаданцы. - Авт.) кажутся похожими на собаку, грызущую собственный хвост. Хотя, похоже, они сами не осознают такого положения. Их образ жизни является чисто потребительским, и их это полностью устраивает».

Чья бы корова мычала, прости Господи. Про пресыщенных комфортом европейских обывателей уж тем более не скажешь, что живут они интересами исключительно духа, а не желудка…

Да и вообще, старушке ли Европе, не могущей даже со своими проблемами разобраться, учить нас уму-разуму?

Но поразительно вот что: К. Пероцца, встретивший в Магадане, как сам он пишет, «много прекрасных людей», которые ему «предлагали все», однако не нашел для этих людей в своей статье ни одного доброго слова. И счастье-то свое 90 процентов из нас меряют исключительно деньгами (эта мысль назойливо повторяется - наверно, потому мы здесь и живем, что деньги гребем лопатой), и жалости и сострадания-то мы не ведаем, и человеческого-то в нас мало заметно. Даже образованность наша странным образом сочетается в нас с духовной убогостью - парадоксальный Магадан!

Нелестное о нас мнение не смогли поколебать даже магаданцы Кирилл и Света, посвятившие иностранному гостю кучу своего времени. Каждый день, пишет автор, они возили его по всему городу вместо такси, не прося ничего взамен, открывали для него свой бар в 6 утра, чтобы он мог посмотреть матч Италия-Испания, приносили ему еду, так как обедать в забегаловках для него дороговато. И тем не менее… Русская душа так и осталась для Пероцца неразгаданной.


И это, конечно, грустно. Видать, со времен Тютчева, по слову которого «не поймет и не заметит гордый взор иноплеменный», мало что изменилось. Интересно, Марк Нексон о нас тоже гадости напишет?

И все же с иностранцев, судящих о нашей истории с наскоку и по верхам, спрос не самый великий. Что говорить о них, если мы сами рады стараться тиражировать о прошлом Колымы всяческие ужасы? Лагеря были, бесспорно, страшным местом, но ведь и мифов (которые только демонизируют и без того трагическую нашу историю) вокруг них сложилось множество. Не претендуя на какие-то разоблачения, просто посмотрим на факты. ©
Сидели миллионы?

Этот миф взят, видимо, с того же потолка, что и про полстраны сидельцев во всем советском ГУЛАГе. Истинные масштабы репрессий ныне покойный магаданский историк Александр Козлов обнародовал еще в 90-е: с 1932-го по 1956 год в лагеря Дальстроя (Севвостлаг) поступило 876 тысяч 043 заключенных. Не будем забывать при этом: Дальстрой был огромной территорией, которая к 1951 году занимала 1/6 часть СССР, достигая почти 3 млн квадратных километров. Он включал в себя не только будущую Магаданскую область, но и всю Чукотку, восточную половину Якутии, почти весь Корякский округ Камчатской области и значительную часть Хабаровского края вместе со знаменитыми портами Ванино и Находкой. И собственно в Магадан (в порт Нагаево) за все 26 лет существования Севвостлага было завезено 740 134 человека.

Истребляли поголовно?

Многие и поныне уверены, что большинство лагерников так и остались лежать в стылой колымской земле. И что расстреливали здесь едва ли не поголовно. Но, как свидетельствуют архивы, смерть в лагерях Даль-строя приняли 127 792 человека, из них расстреляно было около 11 тысяч. Конечно, смерть даже одного невинно замученного - невосполнимая трагедия. Но все-таки то были не миллионы. И хотя документами о причинах смерти каждого лагерника в отдельности историки не располагают, и так понятно: людей массово косили истощение, болезни, обморожения и травматизм.

В первые годы освоения Дальстроя, например, многие умирали от цинги, и эта болезнь свирепствовала до тех пор, пока против нее не нашли противоядие - бруснику и настой хвои стланика, потом - от пеллагры. Погибали лагерники и в бегах, и от рук блатарей, которых, кстати, в так называемой «сучьей» войне (ее ход и причины во всех красках расписал В. Шаламов) и самих полегло не одна тысяча.

И все же, как считает научный сотрудник областного краеведческого музея кандидат исторических наук Александр Навасардов, установки на уничтожение в лагерях не было. На Колыму ссылали не для того, чтобы сжить со свету, а на добычу золота.

Жизненно необходимый стране драгметалл, добавим к этому, нужно было кому-то добывать, но, учитывая специфику Крайнего Северо-Востока, его суровый климат и географическую удаленность, рассчитывать на многочисленность вольнонаемных работников в ближайшем будущем не приходилось.

Государство прибегло, в общем-то, к испытанному в мировой и отечественной истории (вспомним колонизацию Австралии, Сибири, Сахалина - нигде она не была бескровной, но кто считал те жертвы?) средству - необжитую окраину отправило осваивать осужденных. Но совершенно очевидно, что окраина эта, пустынная и чужая, не была готова к принятию такой огромной массы людей, к тому же непривычных к столь суровым условиям.

Да и подгоняемое сверхпланом начальство не считалось ни с какими жертвами, заставляя подневольных людей вкалывать с утра до ночи. Хотя и систему поощрений тоже использовало. За ударный труд лагерникам сокращали сроки, переводили на поселение, освобождали досрочно, платили зарплату. При Берзине даже более высокую, чем вольнонаемным. С началом войны зэки столь массово понесли свои сбережения (ведь были же они, значит!) в Фонд обороны, что государство, поначалу отказавшееся их принимать, вынуждено было спецдирективой НКВД дать на это разрешение.

На костях?

Грандиозные темпы строительства Колымской трассы (уже к осени 36-го ее довели до Сусумана) были оплачены, конечно, дорогой ценой. Не имея точных данных, историки, тем не менее, уверены: на этих работах зэки умирали во множестве. Но прямо в дорогу, вопреки расхожему мнению, их не закапывали. Хоронили, говорит А. Навасардов, вполне по-человечески - на кладбищах, которые имелись на каждой лагерной командировке. Поэтому и ставший уже устойчивым оборот «трасса на костях» если и уместно использовать, то исключительно как метафору.

Все - безвинные?

Образ лагерной Колымы в массовом сознании неотделим от «незаконных репрессий». Будто все, кого сюда привозили, были невинными страдальцами. Сейчас, конечно, уже невозможно досконально установить, кто был осужден праведно, а кто - нет. В то время было столько репрессивных законов, что сажали и «за колосок», и за анекдот крамольный, и за пребывание в плену. Беспощадное к людям было время. Многие, тем более судимые по различным пунктам пресловутой 58-й статьи, вообще попадали в Севвостлаг за мнимые преступления. И все же нельзя отрицать тот факт, что очень многие зэки сидели здесь за тяжкие уголовные деяния - хищения, грабежи, убийства и т. п.

Исключение, как утверждает научный сотрудник областного краеведческого музея кандидат исторических наук Александр Навасардов, явили только 37-39 годы, когда «политических» на Колыме оказалось едва ли не 90 процентов. Правда, в эту категорию вошли и многие уголовники - за отказ от работы, членовредительство и побеги их статьи были переквалифицированы в «контрреволюционный саботаж».

На исходе Великой Отечественной и после нее к ним прибавились многочисленные контингенты самых отпетых уголовников, а также осужденных за воинские преступления: власовцев, бандеровцев, лесных братьев и т.д. Тех, кто воевал против наших отцов, дедов и прадедов. По законам военного времени они числились государственными преступниками, и назвать их невинными жертвами при всех оговорках язык вряд ли повернется.
Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ
"Вести города М", декабрь 2012
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

eto_fake: (Default)
Это фейк?

April 2015

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 08:20 am
Powered by Dreamwidth Studios